Брендбук (BrandBook)
Само понятие брендбук (Brand Book) возникло в начале ХХ века, когда появилась необходимость создавать унифицированные инструкции, правила и положения. Естественно, с развитием промышленности, технологий, энергетики, науки и техники, создается множество компаний, предлагающих свои услуги и товары потребителям. И чтобы выжить в жестких условиях конкуренции, компании создают своды правил, разрабатывают запоминающиеся логотипы, используют цвета, музыку и другие элементы, для того чтобы удержать и расширить свои позиции на рынке. Все это прописывается в брендбуке, который является обязательной составляющей более широкого понятия – брендинга.
Что входит в понятие «брендбук»
По сути, брендбук – это официальный перечень корпоративных правил, в котором определены такие понятия как концепция бренда, его атрибуты, позиционирование фирмы на рынке, целевая аудитория, на которую рассчитаны товары и услуги компании, другие параметры. В сумме они составляют так называемый фирменный стиль. Согласно положениям брендбука осуществляется развитие компании, ими руководствуются управленцы и маркетинговый отдел, в этом документе разработана концепция использования фирменных элементов – логотипа, названия, визиток, представительской и рекламной полиграфии, других способов презентации на рынке и в коммуникациях разного вида – ТВ, печатная продукция, внешняя реклама, Интернет и т.п.
В пакете документов, которые составляют брендбук, обязательно присутствуют такие позиции:
• Суть бизнеса и концепция деятельности.
• История создания и развития.
• Позиционирование на рынке.
• Миссия, то есть, цели и задачи.
• Корпоративная философия.
• Ценности коллектива.
• Идентификация и индивидуальные качества.
• Политика внутренняя и внешняя.
• Способы презентации компании и ее продукции целевой аудитории.
Разработка брендбука
Этот этап является завершающим в процессе по созданию фирменного стиля компании и дает определенные преимущества, например можно тиражировать униформу, печатную продукцию, соответствовать модели поведения и создавать дизайн офиса удаленным филиалам, как у головной компании. Сбербанк, Макдоналдс как раз и являются яркими примерами, использующими брэндбук в полной его мере.
Яркий пример удачно проработанного брендбука – сайт нашего партнера, мебельной компании ТиМен http://ti-men.ru/. Зайдя на главную страницу целевой потребитель, которого интересует новая, качественная и доступная по стоимости мебель, сразу найдет ответы на многие вопросы. Стильный логотип, слоган, в котором обозначены миссия и ценности компании, политика работы с заказчиками и другие важные моменты представлены в сжатой, но очень информативной форме.
Разработка брендбука – сложная и ответственная задача, ведь от его эффективности напрямую зависит успешность бизнеса. Вы можете прописать свод правил сами, если уже есть основные его элементы, такие как логотип, слоган, фирменные цвета, история компании, ее цели и задачи. Но лучше обратиться за разработкой к специалистам, которые знают законы рынка и все нюансы создания бренда с нуля, или помогут подкорректировать и дополнить Ваши идеи.